Несмотря на многообразие различных авторских определений, можно выделить общие моменты, характеризующие феномен самопрезентации:
- поведенческое выражение «образа Я», для которого главными средствами служат речевое и невербальное поведение личности, оформление внешнего облика;
- способ регулирования взаимодействий субъекта с социальной средой, являющийся важной составляющей процесса социального взаимодействия.
Мы также разделяем мнение В.В. Хороших, что помимо этого самопрезентация, выполняя функцию стимуляции общения на этапе установления контакта, функцию поддержания общения, являясь одним из механизмов продуцирования изменений в Яконцепции человека,
представляет собой средство саморегуляции [25].
При формулировании собственного определения самопрезентации мы учитывали следующие характерные особенности процесса непосредственной самопрезентации.
- По осознанности действий субъекта самопрезентация может быть как осознаваемой (контролируемой), так и неосознаваемой («автоматической») [40; 41]. В связи с этим использование в других ее определениях формулировок типа «контроль за впечатлением», «регуляция производимого впечатления» представляется спорным моментом в силу существования неосознаваемой самопрезентации.
- В процессе межличностного общения самопрезентация рассматривается нами, вслед за И. Гоффманом [33], как постоянный процесс предъявления Я - информации, который изменяет свой характер в зависимости от целей субъекта самопрезентации и специфики социальной ситуации. Именно поэтому понятие самопрезентации не может быть равнозначным понятию «управление впечатлением», так как специфически мотивированная осознанная самопрезентация является средством управления впечатлением, производимым на других.
- Непосредственная самопрезентация личности осуществляется в условиях социального контекста, включающего в себя три неотъемлемых составляющих: субъект самопрезентации («актер»), объект самопрезентации («аудитория» — индивид или группа) и социальная (ролевая) ситуация, в рамках которой происходит самопрезентация.
Важно отметить, что вопрос осознанности самопрезентации воспринимается многими исследователями до сих пор однозначно и стереотипно, т. е. в русле понимания, что самопрезентация — это сознательное управление впечатлением. Проведенный анализ научной литературы позволил выделить
три основных подхода к пониманию самопрезентации с учетом критерия
«осознанность - неосознанность процесса»:
- с позиций первого подхода (условно названного нами коммуникативно - обусловленным), ряд исследователей [28; 29; 32; 33; 36; 37 и др.], выделяющих неосознаваемую самопрезентацию, рассматривают самопрезентацию как общую особенность поведения человека.
Положения этого подхода: самопрезентация — средство формирования, подтверждения образа «Я» и поддержания самооценки; самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т. д. Как считают некоторые исследователи [28 и др.], человек нуждается в самораскрытии, т. е. в проявлении себя во внешнем мире. В процессе межличностного общения он представляет свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения. Его цель не только произвести впечатление, но и продемонстрировать, что он из себя представляет. - С позиций второго подхода (личностно - детерменированного), исследователи [27; 42; 43 и др.] также выделяют неосознаваемую самопрезентацию, но полагают, что степень осознанности самопрезентации значительно варьируется в зависимости от определенных лич ностных факторов.
Положения этого подхода: осознанность самопрезентации зависит от уровня саморефлексии (самомониторинга) субъекта самопрезентации, его мотивации достижения или мотивации избегания неудач, от уровня его самосознания. Так, если самосознание присуще человеку, его самопрезентация будет осознанной, а если человеку не свойственно все время осознавать свое поведение и оценки окружающих, его самопрезентация будет характеризоваться спонтанностью, непродуманностью, т. е. будет неосознанной. - С позиций третьего подхода (манипулятивного и наиболее узкого), самопрезентация является осознаваемым процессом, направленным на создание определенного впечатления у окружающих для получения какогото конкретного результата [13; 34; 35; 44 и др.]. В рамках данного подхода термин «управление впечатлением» часто рассматривается как синоним самопрезентации.
Отметим, что устойчивое представление о манипулятивном характере процесса самопрезентации, тождественности понятий «самопрезентация» и «управление впечатлением» зародилось в рамках именно этого подхода.
Вслед за И. Гоффманом и Б. Шленкером [33; 40 и др.], мы подходим к самопрезентации как к неотъемлемому атрибуту любого социального взаимодействия, во многом определяющему успешность самореализации личности. Автоматизм и осознанность самопрезентационного поведения, выбор стратегий и тактик самопрезентации зависят от значимости объекта и ситуации для субъекта самопрезентации, а также его мотивации и личностных особенностей. В ситуациях, которые являются значимыми для человека, его самопрезентационные действия будут иметь проактивный характер и направлены на создание у объекта самопрезентации необходимого субъекту впечатления (образ компетентности, привлекательности, могущества и
влиятельности, слабости и нуждаемости и т. д.). В ситуациях ж, привычных, рутинных, с точки зрения субъекта самопрезентации (общение в семье, с друзья ми и др.), его самопрезентационные действия будут носить автоматический реактивный характер, при осуществлении которых субъект использует привычные паттерны поведения и не ставит для себя цель произвести на объект самопрезентации определенное впечатление.
На основании анализа различных представлений о сути самопрезентации мы придерживаемся следующего пони мания этого понятия.
Самопрезентация — это в различной мере осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я - информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации.
С учетом проявления самопрезентации через использование человеком различных тактик и стратегии самопрезентационного поведения необходимо так же привести авторские определения данных понятий.
Тактика самопрезентации — это краткосрочный поведенческий акт, включающий в себя совокупность при емов вербального и невербального поведения, направленный на создание желаемого впечатления, необходимого для определенных краткосрочных целей, о субъекте самопрезентации.
Стратегия самопрезентации — это в различной мере осознаваемое и плани руемое поведение субъекта самопрезентации, направленное на создание желаемого впечатления, с учетом долгосрочных идентичностей и использующее для своей реализации определенные тактики самопрезентации.
В результате эмпирических исследований, проведенных нами на российской выборке при помощи методики С. Дж. Ли и др. [38], выделены пять типов стратегий самопрезентационного поведения, вклю чающих в себя двенадцать тактик защит ного и ассертивного типов самопрезентации: стратегия уклонения, стратегия аттрактивного поведения, стратегия само
возвышения, стратегия силового влияния и стратегия самопринижения. Установлено, что в процессе самопрезентации, независимо от степени осознания своих пове денческих действий, человек использует, как правило, практически весь спектр тактик и стратегий. Предпочтение тем или иным тактикам отдается в зависимости от социального контекста, личностных особенностей, а также целей и задач, обусловленных в основном социальным статусом и профессиональной деятельно стью субъекта самопрезентации [19—21].
В результате проведенных нами исследований было также установлено, что социально - психологические детерминанты самопрезентации проявляются на уровне личности, межличностного и группового взаимодействия. На уровне личности это личностные качества, особенности самоотношения, нормы, правила и конвенции, усвоенные в процессе социализации, ценностные ориентации по отношению к социальной роли, значимость ситуации и объекта самопрезентации, умение контролировать собственное поведение, персональный опыт дея тельности по управлению впечатлением, цель взаимодействия. На уровне меж
личностного взаимодействия — тип объекта самопрезентации в зависимости от его принадлежности к внутренней или внешней среде общения субъекта (род ственники, друзья, знакомые, коллеги, незнакомые ранее люди и др.), специфика объекта самопрезентации по полу, возрасту, культурным нормам, сфере профессиональной деятельности, социальная позиция личности. На уровне группового взаимодействия — специфика аудитории по полу, возрасту, сфере профессиональной деятельности, статусным различиям, величина аудитории
(степень публичности).