3. Сравнение данных о личностных ценностях обнаруживает значимые межгрупповые различия по таким показателям, как «традиция» и «скромность» и ценностному полюсу «Сохранение» (см. табл. 3). Для представителей СК-группы более важно, чем для представителей Р-группы, придерживаться в поведении норм скромности, «невызывающего» поведения, культурно-религиозных традиций; у них же выше ценности «Сохранения», ведущие к групповой гармонии.
Гендерные различия в системе ценностных предпочтений были выявлены в обеих группах. Для Р-женщин (по сравнению с Р-мужчинами) более ценно проявлять толерантность, благожелательность и заботу о других, беспокоиться о репутации и сохранении своего лица, и при этом быть самостоятельными и стремиться к достижениям. Для СК-мужчин (по сравнению с СК-женщинами) более ценно стремиться к обладанию материальными ресурсами и к власти над другими людьми.
В целом можно сказать, что полученные нами результаты вполне согласуются с данными других исследований (Лебедева, 2009; Schwarz, Rubel, 2005) о том, что мужчины больше предпочитают ценности власти, стимуляции, самостоятельности, достижения и гедонизма, а женщины — ценности благожелательности и универсализма. Согласно Шварцу, ценности «Самоутверждения» мотивируют стремление к материальным благам, а ценности «Самоопределения» руководят индивидуальным поведением с точки зрения морали и заботы о благополучии других (Schwarz, Rubel, 2005). По мнению Н.М. Лебедевой (2009), гендерные различия в ценностных приоритетах могут объясняться в свете теории социальных ролей, согласно которой различающиеся роли мужчин и женщин на рынке труда и в семье приводят к формированию различных поло-ролевых ожиданий, способствующих формированию разных ценностных приоритетов мужчин и женщин в ходе культурной социализации.
Анализ ранговой значимости базовых ценностей в группах студентов (табл. 4) позволяет сделать вывод о значительном сходстве ценностных профилей этих групп: в обеих выборках на первых двух позициях находятся одинаковые ценности — «Благожелательность: долг/ забота» и «Репутация»; в целом из 10 наиболее весомых ценностных позиций 7 являются общими для наших выборок, однако их значимость для разных групп различна.
Так, в СК-группе среди приоритетных присутствуют такие социально-сфокусированные ценности, как «Традиции» и «Скромность», проявляющиеся в стремлении поддерживать и сохранять культурные, семейные, религиозные традиции, вести себя скромно, без хвастовства. В Р-группе подобные ценности среди приоритет- ных отсутствуют. В свою очередь для Р-студентов характерна такая личностно-сфокусированная ценностная ориентация, как «Стимляция», проявляющаяся в стремлении к азартному возбуждению, риску, новизне и переменам. В группе СК-студентов подобной ценности нет.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод о наличии не только значительного числа универсальных ценностных предпочтений в группах Р и СК, но и о различиях в ценностных ориентациях студентов разных этнических групп. Для Р-студентов значимы ценности личностной активности и открытости изменения, наряду с ценностями равенства и репутации, а для СК-студентов — ценности традиционализма, коллективизма, скромности и репутации наряду с ценностями достижения успеха и свободы действий.
Полученные нами данные согласуются с результатами исследования Н.М. Лебедевой (2009), обнаружившей межкультурные различия в ценностных приоритетах русских и северокавказских студентов по линии «традиционализм—модернизм», где «культуры Северного Кавказа располагаются ближе полюсу традиционализма (выше ценности Сохранения, ведущие к групповой гармонии), а русская культура на этом континууме ближе к полюсу модернизиро- ванности (выше роль отдельного индивида, т.е ценности Открытости к изменениям)» (Лебедева, 2009, с. 85).
Как отмечает Т.Г. Стефаненко, «в последние годы в пореформенной России происходит радикальная ломка ценностной иерархии, которая затронула прежде всего молодежь. У подростков и юношей возрастает мотивация достижений и сегодня в отношении ценностных ориентаций на индивидуализм «московские студенты своим стремлением к достижениям очень похожи на студентов американских — граждан страны, провозгласившей культ успеха» (Стефаненко, 2009, с. 113—114).
4. При рассмотрении корреляционных связей первых пяти по ранговой значимости показателей базовых ценностей с показателями тактик и стратегий самопрезентации в двух группах студентов, можно увидеть, что они имеют как гендерные, так и культурные различия.
Наиболее ярко культурные различия проявляются у женщин. Так, студентки СК-группы реже студенток Р-группы проявляют в поведении такие ассертивные тактики, как «запугивание», «сило- вое влияние», «негативная оценка других» и самопрезентационные стратегии «Самовозвышение» и «Силовое влияние». Полученные данные, по нашему мнению, подтверждают одну из наших гипотез о том, что существуют различия в ценностных приоритетах и предпочтении тактик и стратегий СЛ, обусловленные социальными (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность) и психологическими (самониторинг) факторами. Эти различия обусловлены усвоением с детства предписанных обще- ством гендерных ролей, паттернов «приемлемого» для женщин и мужчин коммуникативного поведения.
Рассматривая структуру взаимосвязей показателей личностных ценностей с показателями тактик и стратегий самопрезентации в группах Р и СК (табл. 5), следует отметить наличие универсальных культурных факторов: с тактиками желание понравиться, извинение, пример для подражания, входящими в состав стратегии «Аттрактивное поведение» (поведение, вызывающее благоприятное впечатление о субъекте самопрезентации) во всей выборке позитивно связаны все социально-сфокусированные культурные ценности. На наш взгляд, универсальность этих взаимосвязей отражает значимость для человека (вне зависимости от этнической принадлежности) генерализованных потребностей в принятии его группой, обществом в целом, в получении социального одобрения.
Из сравнения результатов корреляционного анализа следует, что существуют универсальные культурные факторы, способствующие и препятствующие ассертивному самопрезентационному поведению, вне зависимости от этнокультурной принадлежности. Факторами, способствующими использованию индивидом ассертивных тактик (приписывание себе достижений, преувеличение своих достижений) и стратегии «Самовозвышение», являются личностно-сфокусированные ценностные ориентации на полюсе Самоутверждение (гедонизм, власть, достижения, репутация); препятствующими использованию этих тактик — социально-сфокусированные ценности на полюсе Самоопределение (универсализм, толерантность, забота о других, благожелательность, скромность).
Таким образом, доказана наша гипотеза о том, что вне зависимости от этнической принадлежности культурные ценности, поддерживающие стремление личности к материальному успеху и индивидуальным социальным достижениям, способствуют ориентации человека на ассертивную стратегию самопрезентационного поведения, заключающуюся в демонстраци и высокой самооценки и доминирования, а ценностные ориентации, направленные на за- боту о благополучии других, препятствуют проявлению стратегии Самовозвышение в коммуникативном поведении человека.