Социальные и психологические факторы в выборе ассертивных тактик самопрезентации личности студенческой молодежью

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2014. No 1
Введение
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных ценностей и самопрезентационного поведения. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что существуют различия в ценностных приоритетах и предпочтении тактик и стратегий самопрезентации личности, обусловленные социальными (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность) и психологическими (самомониторинг) факторами. В исследовании приняли участие 209 студентов (средний возраст 20 лет) из городов Выборг и Нальчик. В Выборге для обработки были приняты анкеты респондентов, определивших свою идентичность как русские, а также указавших в качестве вероисповедания православие, в Нальчике — анкеты респондентов, определивших свою идентичность как кабардинцы или балкарцы и указавших в качестве вероисповедания ислам. В результате исследования выявлено, что существует прямая связь между установками на индивидуализм и проявле- нием ассертивного самопрезентационного поведения (уровень значимости р<0.001). Личностно-сфокусированные ценности, поддерживающие стремление личности к материальному успеху и индивидуальным социальным достижениям, способствуют ориентации человека на ассертивную стратегию самопрезентации «Самовозвышение», а социально-сфокусированные ценностные ориентации, направленные на заботу о благополучии других, — препятствуют. Использование ассертивных тактик и стратегий самопрезентации личности связано с высоким уровнем самомониторинга вне зависимости от этнокультурной дифференциации.

Ключевые слова: самопрезентация личности, тактики и стратегии самопрезентации, самомониторинг, личностные ценности.

The article presents the results of empirical research of the interaction between personal values and self-presentational behavior. The main hypothesis of the study was that there are differences in the value priorities and preference of tactics and strategies of self-presentation of personality caused by social (ethnic and cultural affiliation, region of residence, gender identity) and psychological (self- monitoring) factors. The study involved 209 students (average age of 20 years). In Vyborg for processing were accepted respondents defined their identity as Russians and reported as a religion, Orthodoxy, in Nalchik, the questionnaire respondents defined their identity as Kabardins or Balkars and reported as a religion Islam. In the result of the study revealed that there is a direct connection between the machines on individualism and manifestation assertive self-presentational behavior (level of significance p<0.001). Personality-focused values, which support the desire of the individual to material success and the individual's social achievements, contribute to the orientation of the person on assertive strategy of self-presentation"Self-enhancement",andsocio-focusedvalueorientationsaimed at care about the welfare of others — hinder. Using assertive tactics and strategies of self-presentation is connected with a high level of self-monitoring, regardless of the ethnic and cultural differentiation.

Key words: self-presentation, tactics and strategies of self-presentation, self- monitoring, personal values.
В условиях глобализации современного мира и интенсификации процессов межкультурных коммуникаций и трудовой миграции возрастает значимость эффективной самопрезентации личности (от англ. Self-presentation). Знание культурных особенностей самопрезентационного поведения может быть полезным при разработке стратегий гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в России.

Самопрезентация личности (СЛ) — это в различной мере осознаваемый (с учетом специфики социальной ситуации) и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта (Пикулёва, 2004). По критерию осознанности поведения, нацеленного на управление впечатлением, мы выделяем два вида СЛ — проактивную и реактивную, а также 5 стратегий, включающих в себя 12 тактик ассертивного (assertive) и защитного (defensive) типов СЛ (табл. 1). С.Ж. Ли с соавт. (Lee et al., 1999) трактуют ассертивную СЛ как проактивное поведение, нацеленное на создание опреде- ленных новых идентичностей в глазах окружающих, защитная СЛ включает в себя поведенческие акты, направленные на воссоздание положительной или на изменение уже существующей негативной идентичности.

Исследования, проведенные нами ранее на российской выборке, показали, что в процессе СЛ, вне зависимости от степени осознания своих действий, человек использует, как правило, практически весь спектр отраженных в табл. 1 стратегий и тактик самопрезентации. Предпочтение тех или иных тактик зависит от социального контекста, личностных особенностей, а также от конкретных целей и задач субъекта, обусловленных в основном его социальным статусом и профессиональной (Пикулёва, Чикер, 2010).
Поскольку Россия — поликультурное государство, и особенности социализации могут в сильной степени варьироваться в разных этнических группах, мы сочли необходимым провести проверку универсальности/специфичности полученных результатов на двух выборках россиян, различающихся по этнокультурным признакам. Одну группу составили русские респонденты, другую — представители народов Северного Кавказа (кабардинцы и балкарцы).

Характеристика респондентов. В исследовании приняли участие 209 молодых россиян (средний возраст 20 лет). Из них: 100 студентов (женщин 59, мужчин 41) Выборгского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Выборг Ленинградской области) и 109 студентов (женщин 71, мужчин 38) Кабардино-Балкарского государственного университета (г. Нальчик). В Выборге для обработки были приняты анкеты респондентов, определивших свою идентичность как русские, а также указавших в качестве вероисповедания православие, в Нальчике — анкеты респондентов, определивших свою идентичность как кабардинцы или балкарцы и указавших в качестве вероисповедания ислам.

Цели исследования: 1) выявить обусловленность установок личности по отношению к самопрезентационному поведению, выбору тактик и стратегий СЛ в двух этнокультурных группах студентов (русские и представители народов Северного Кавказа); 2) провести проверку универсальности и специфичности связей личностных ценностей, тактик и стратегий СЛ в разных этнокультурных группах.

Следует отметить, что исследования влияния личностных ценностей на самопрезентационное поведение, на способность контролировать свое вербальное/невербальное поведение и управлять про- изводимым впечатлением в процессе социальных взаимодействий, а также на выбор и предпочтение тактик и стратегий СЛ в России еще не проводились.

Гипотезы:
  1. Существуют различия в ценностных приоритетах и предпочтении тактик и стратегий СЛ, обусловленные социальными (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность) и психологическими (самомониторинг) факторами.
  2. Ценности, относящиеся к личностно-сфокусированным полюсам, положительно связаны со стремлением к использованию ассертивных тактик СЛ, а ценности противоположных, социально- сфокусированных полюсов, наоборот, негативно связаны со стремлением к ассертивному типу СЛ.
Методы
1. Для исследования ценностных предпочтений использовалась модифицированная шкала личностных ценностей Ш. Шварца (Schwartz et al., 2012) в адаптации коллектива авторов (Стефаненко, 2009). Шкала опирается на уточненную теорию базовых индивиду- альных ценностей Ш. Шварца, согласно которой личностные ценности формируют круговой мотивационный континуум, в пространстве которого выделяются 19 ценностей. При этом смежные ценности являются наиболее совместимыми, а противоположные находятся в наибольшем конфликте друг с другом. По мнению Ш. Шварца, эти 19 ценностей могут быть «увидены» и как 4 группы ценностей более общего порядка — сфокусированность на личности (Personal Focus), сфокусированность на социуме (Social Focus), свободный от тревоги рост (Growth Anxiety-Free) и самозащита, связанная с избеганием тревоги (Self-Protection Anxiety-Avoidance).

Респонденту предлагалось с помощью 6-балльной шкалы оценить важность для него каждого из 57 утверждений (шкала имеет мужской и женский варианты). Далее в соответствии с ключом подсчитывался балл по каждой из 19 ценностей, выделенных Шварцем.

Кроме показателей 19 ценностей, мы изучали ценностные оппо- зиции (4 переменных): Сохранение — среднее арифметическое блоков ценностей Безопасность, Конформность, Традиция. Открытость к изменениям — среднее арифметическое блоков ценностей Самостоя- тельность, Стимуляция. Самоопределение — среднее арифметическое блоков ценностей Благожелательность, Универсализм. Самовозвышение — среднее арифметическое блоков ценностей Гедонизм, Достижение, Власть (Шварц и др., 2012).

2. Для исследования способности контролировать свое вербальное/невербальное поведение с учетом реакций целевой аудитории и управлять производимым впечатлением использовалась методика М. Снайдера «Шкала самомониторинга». Под самомониторингом понимается тенденция отслеживать и изменять собственное по- ведение с целью произвести желаемое впечатление в ответ на «пре- зентационные требования» ситуации, реакции других людей (Snyder, Gagnestad, 1986). Основное назначение данной шкалы — диагностика индивидуальных различий в управлении впечатлением, выявление гибкости (лабильности) поведения при взаимодействии с другими людьми.

Респонденту предлагалось высказать согласие (+) или несогласие (‒) с каждым из 18 утверждений шкалы. Максимальное количество баллов — 18 (самый высокий уровень самомониторинга). По данным М. Снайдера, лица с высоким уровнем самомониторинга обладают высокой чувствительностью к сигналам о ситуационном соответствии социального поведения, общительны, гибки и адаптивны, готовы и способны модифицировать свое поведение с учетом специфики конкретной социальной ситуации. Люди с низким уровнем самомониторинга сдержанны в социальных контактах, менее гибки, прямолинейны в общении, ведут себя в соответствии со своими цен- ностями, установками и готовы с упорством отстаивать свое мнение, открыто проявляя свою принципиальность.

3. Для исследования предпочитаемых тактик и стратегий СЛ использовалась методика С.Ж. Ли с соавт. (Lee et al., 1999) «Шкала тактик самопрезентации» (Self-presentation Tactics Scale), ранее адап- тированная нами на российской выборке (Пикулёва, 2004). Опросник состоит из 64 утверждений, связанных с тем, как воспринимает себя человек. Респонденту предлагается ответить на вопросы, определяя для себя верность каждого утверждения по 9-балльной шкале (от «очень редко» — 1 балл до «очень часто» — 9 баллов). Ключом к данному опроснику является распределение всех 64 утверждений по 12 группам, каждая из которых представляет определенную тактику защитного или ассертивного типа СЛ (см. табл. 1).

При обработке данных, полученных с помощью представленных выше методик, рассчитывались дескриптивные статистики (среднее, процентное распределение). Использовались также корреляционный и факторный методы анализа. Для выявления различий применялся U-критерий Манна—Уитни.
Результаты и обсуждение
1. Рассматривая средние значения по тактикам и стратегиям СЛ мужчин и женщин в группах русских студентов (Р-группа) и студентов с Северного Кавказа (СК-группа), можно увидеть, что значимых различий между этими группами нет (табл. 2).

Отметим при этом, что в СК-группе не выявлено гендерных различий в использовании самопрезентационных тактик и стратегий, а в Р-группе мужчины чаще, чем женщины, проявляют в своем поведении такие ассертивные тактики, как «запугивание», «негативная оценка других», и включающую в себя эти тактики стратегию «Силовое влияние».

2. В табл. 3 представлены средние значения показателей самомониторинга и личностных ценностей. Для обеих групп студентов характерны значимые различия гендерного характера в отношении самомониторинга: мужчины проявляют бóльшую способность к рефлексии окружающей обстановки и контролю над собственным поведением для управления впечатлением, по сравнению с женщинами. Однако культурных различий в отношении показателя самомониторинга не обнаружено.

Анализ взаимосвязей показателя самомониторинга с тактиками и стратегиями самопрезентации показал, что для обеих выборок (вне зависимости от гендерной и этнокультурной дифференциации) характерна взаимосвязь показателя самомониторинга со следующими тактиками и стратегиями ассертивного типа: сообщение о своих достижениях (р<0.05), преувеличение своих достижений (p<0.01), примероносительство (образец для подражания) (p<0.05), запугивание (p<0.01), желание понравиться (p<0.01), которые представляют такие стратегии самопрезентации, как «Самовозвышение» (p<0.01), «Аттрактивное поведение» (p<0.01) и «Силовое влияние» (p<0.05). Таким образом, использование ассертивных тактик и стратегий самопрезентации связано с высоким уровнем самомониторинга индивида вне зависимости от его этнокультурной и половой при- надлежности.

Позитивные взаимосвязи уровня самомониторинга с определенными личностными ценностями выявлены только в Р-группе. Они имеют гендерные особенности: у Р-мужчин с высоким уровнем само- мониторинга более сильно проявляется в качестве мотивационной цели стремление к власти и доминированию; у Р-женщин высокий уровень самомониторинга связан со стремлением к гедонизму — удовольствию и чувственному удовлетворению. В СК-группе таких взаимосвязей не выявлено.
3. Сравнение данных о личностных ценностях обнаруживает значимые межгрупповые различия по таким показателям, как «традиция» и «скромность» и ценностному полюсу «Сохранение» (см. табл. 3). Для представителей СК-группы более важно, чем для представителей Р-группы, придерживаться в поведении норм скромности, «невызывающего» поведения, культурно-религиозных традиций; у них же выше ценности «Сохранения», ведущие к групповой гармонии.

Гендерные различия в системе ценностных предпочтений были выявлены в обеих группах. Для Р-женщин (по сравнению с Р-мужчинами) более ценно проявлять толерантность, благожелательность и заботу о других, беспокоиться о репутации и сохранении своего лица, и при этом быть самостоятельными и стремиться к достижениям. Для СК-мужчин (по сравнению с СК-женщинами) более ценно стремиться к обладанию материальными ресурсами и к власти над другими людьми.

В целом можно сказать, что полученные нами результаты вполне согласуются с данными других исследований (Лебедева, 2009; Schwarz, Rubel, 2005) о том, что мужчины больше предпочитают ценности власти, стимуляции, самостоятельности, достижения и гедонизма, а женщины — ценности благожелательности и универсализма. Согласно Шварцу, ценности «Самоутверждения» мотивируют стремление к материальным благам, а ценности «Самоопределения» руководят индивидуальным поведением с точки зрения морали и заботы о благополучии других (Schwarz, Rubel, 2005). По мнению Н.М. Лебедевой (2009), гендерные различия в ценностных приоритетах могут объясняться в свете теории социальных ролей, согласно которой различающиеся роли мужчин и женщин на рынке труда и в семье приводят к формированию различных поло-ролевых ожиданий, способствующих формированию разных ценностных приоритетов мужчин и женщин в ходе культурной социализации.

Анализ ранговой значимости базовых ценностей в группах студентов (табл. 4) позволяет сделать вывод о значительном сходстве ценностных профилей этих групп: в обеих выборках на первых двух позициях находятся одинаковые ценности — «Благожелательность: долг/ забота» и «Репутация»; в целом из 10 наиболее весомых ценностных позиций 7 являются общими для наших выборок, однако их значимость для разных групп различна.

Так, в СК-группе среди приоритетных присутствуют такие социально-сфокусированные ценности, как «Традиции» и «Скромность», проявляющиеся в стремлении поддерживать и сохранять культурные, семейные, религиозные традиции, вести себя скромно, без хвастовства. В Р-группе подобные ценности среди приоритет- ных отсутствуют. В свою очередь для Р-студентов характерна такая личностно-сфокусированная ценностная ориентация, как «Стимляция», проявляющаяся в стремлении к азартному возбуждению, риску, новизне и переменам. В группе СК-студентов подобной ценности нет.

Таким образом, представляется возможным сделать вывод о наличии не только значительного числа универсальных ценностных предпочтений в группах Р и СК, но и о различиях в ценностных ориентациях студентов разных этнических групп. Для Р-студентов значимы ценности личностной активности и открытости изменения, наряду с ценностями равенства и репутации, а для СК-студентов — ценности традиционализма, коллективизма, скромности и репутации наряду с ценностями достижения успеха и свободы действий.

Полученные нами данные согласуются с результатами исследования Н.М. Лебедевой (2009), обнаружившей межкультурные различия в ценностных приоритетах русских и северокавказских студентов по линии «традиционализм—модернизм», где «культуры Северного Кавказа располагаются ближе полюсу традиционализма (выше ценности Сохранения, ведущие к групповой гармонии), а русская культура на этом континууме ближе к полюсу модернизиро- ванности (выше роль отдельного индивида, т.е ценности Открытости к изменениям)» (Лебедева, 2009, с. 85).

Как отмечает Т.Г. Стефаненко, «в последние годы в пореформенной России происходит радикальная ломка ценностной иерархии, которая затронула прежде всего молодежь. У подростков и юношей возрастает мотивация достижений и сегодня в отношении ценностных ориентаций на индивидуализм «московские студенты своим стремлением к достижениям очень похожи на студентов американских — граждан страны, провозгласившей культ успеха» (Стефаненко, 2009, с. 113—114).

4. При рассмотрении корреляционных связей первых пяти по ранговой значимости показателей базовых ценностей с показателями тактик и стратегий самопрезентации в двух группах студентов, можно увидеть, что они имеют как гендерные, так и культурные различия.

Наиболее ярко культурные различия проявляются у женщин. Так, студентки СК-группы реже студенток Р-группы проявляют в поведении такие ассертивные тактики, как «запугивание», «сило- вое влияние», «негативная оценка других» и самопрезентационные стратегии «Самовозвышение» и «Силовое влияние». Полученные данные, по нашему мнению, подтверждают одну из наших гипотез о том, что существуют различия в ценностных приоритетах и предпочтении тактик и стратегий СЛ, обусловленные социальными (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность) и психологическими (самониторинг) факторами. Эти различия обусловлены усвоением с детства предписанных обще- ством гендерных ролей, паттернов «приемлемого» для женщин и мужчин коммуникативного поведения.

Рассматривая структуру взаимосвязей показателей личностных ценностей с показателями тактик и стратегий самопрезентации в группах Р и СК (табл. 5), следует отметить наличие универсальных культурных факторов: с тактиками желание понравиться, извинение, пример для подражания, входящими в состав стратегии «Аттрактивное поведение» (поведение, вызывающее благоприятное впечатление о субъекте самопрезентации) во всей выборке позитивно связаны все социально-сфокусированные культурные ценности. На наш взгляд, универсальность этих взаимосвязей отражает значимость для человека (вне зависимости от этнической принадлежности) генерализованных потребностей в принятии его группой, обществом в целом, в получении социального одобрения.

Из сравнения результатов корреляционного анализа следует, что существуют универсальные культурные факторы, способствующие и препятствующие ассертивному самопрезентационному поведению, вне зависимости от этнокультурной принадлежности. Факторами, способствующими использованию индивидом ассертивных тактик (приписывание себе достижений, преувеличение своих достижений) и стратегии «Самовозвышение», являются личностно-сфокусированные ценностные ориентации на полюсе Самоутверждение (гедонизм, власть, достижения, репутация); препятствующими использованию этих тактик — социально-сфокусированные ценности на полюсе Самоопределение (универсализм, толерантность, забота о других, благожелательность, скромность).

Таким образом, доказана наша гипотеза о том, что вне зависимости от этнической принадлежности культурные ценности, поддерживающие стремление личности к материальному успеху и индивидуальным социальным достижениям, способствуют ориентации человека на ассертивную стратегию самопрезентационного поведения, заключающуюся в демонстраци и высокой самооценки и доминирования, а ценностные ориентации, направленные на за- боту о благополучии других, препятствуют проявлению стратегии Самовозвышение в коммуникативном поведении человека.
***
Мы предприняли попытку рассмотрения влияния ценностей на самопрезентационное поведение представителей различных этнокультурных групп на основании данных самооценки. Однако для более объективного изучения кросс-культурных особенностей самопрезентации личности необходимо, на наш взгляд, провести дальнейшие эмпирические исследования с использованием методик экспертной оценки, в фокусе внимания которых будут находиться особенности самопрезентационного поведения носителей определенной этнокультурной идентичности в ситуациях их взаимодействия: 1) с представителями, как своей этнической группы, так и с представителями других культур; 2) в различных сферах общения (семейное, дружеское, профессиональное). Кроме того, необходимо расширить возрастной диапазон респондентов, что позволит выявить особенности влияния возрастного фактора на самопрезентационное поведение в различных этнокультурных выборках.
Список литературы
  1. Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия // Психол. журнал. 2009. Т. 30. No 6. С. 81—92.
  2. Пикулёва О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2004.
  3. Пикулёва О.А., Чикер В.А. Тактики самопрезентации // Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2010. С. 305—317.
  4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009.
  5. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология: Журн. Высшей школы экономики. 2012. No 2. С. 43—70.
  6. Lee S.-J., Quigley B.M., Nesler M.S. et al. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences. 1999. Vol. 26. P. 701—722.
  7. Schwartz S., Cieciuh J., Vecchione M. et al. Refining the theory of basic indi- vidual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. N 4. P. 663—688.
  8. Schwartz S.H., Rubel T. Sex differences in value priorities: Cross-cultural and multi-method studies // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 89. P. 1010—1028.
  9. Snyder M., Gagnestad S.W. On the nature of self-monitoring: Matters of assessment, matters of validity // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 51. P. 125—139.
Понравился пост?
Расскажите о нем друзьям и поставьте лайк в социальных сетях
Похожие материалы
С 09:00 до 18:00
В любое время
© Оксана Пикулёва, 2019
Сделано в
&
Made on
Tilda